|
14 ноября в газете «Вести Сегодня» вышла статья Илоны Кангизер «10 лет, которые потрясли дом». Речь в ней идет о здании старейшей рижской синагоги, перестроенной после войны под жилой дом, и о конфликте между нынешними жильцами дома и Рижской еврейской религиозной общиной.
Статья получилась лживая, однобокая, безграмотная, создающая впечатление заказной. Г-жа Кангизер, встав на сторону «страдающих» жильцов, проигнорировала мнение общины (хочется сказать: наплевала на это мнение, поскольку не попыталась даже его выяснить, хотя бы для формы).
Тяжба вокруг синагоги на Маскавас еще не завершена. Еврейская община выиграла дело в первой инстанции. Причем позицию общины поддержало руководство и Латгальского предместья, и города Риги. Прокуратура опротестовала решение суда, и следующая инстанция вынесла решение не в нашу пользу.
Дело продолжается, подана апелляция, поэтому еврейская община воздерживалась до сих пор от каких-либо комментариев: это можно было бы расценить как попытку давления на суд. Считаем, однако, что теперь, после публикации статьи г-жи Кангизер, молчать было бы неправильно и недопустимо.
К вопросу о том, кто построил синагогу...
История вопроса о законном владельце здания на Маскавас, 57, началась не в 1994 году, как пишет г-жа Кангизер, а лет на 200 раньше. Достаточно взглянуть на фотографию, которой проиллюстрирована статья, чтобы увидеть типичные черты культового здания, говорящие о его первоначальном назначении. В 1780 году на этом месте стоял деревянный дом, в котором разместилась одна из первых в Риге синагог. В 1843 году здесь же было начато строительство каменного здания.
Все эти помещения использовались еврейской общиной первоначально на правах аренды: до 1858 года евреям не разрешалось владеть недвижимостью. Только в 1850 году в виде исключения общине было разрешено приобрести это здание. В 1889 году оно было снова перестроено в романском стиле известным рижским архитектором Рейнхольдом Шмелингом. Название «Алтнайе Шул» (Старо-Новая синагога) родилось именно в период этой перестройки.
В таком виде синагога просуществовала до 4 июля 1941 года, когда она была подожжена вместе с находившимися внутри людьми. Была у нацистов и их пособников такая жуткая практика - сжигать синагоги. Синагогу на ул. Пейтавас от полного сожжения спасла только плотная застройка Старого города - побоялись, что огонь перекинется на соседние здания.
Здание «Алтнайе Шул» выгорело внутри, но полностью уцелели каменные конструкции; восстановление можно было провести малыми силами. Понимая это, в 1948 году тогдашние городские власти (и председатель горисполкома Арнольд Деглавс) передали синагогу пенициллиновому заводу для реконструкции здания и перестройки его под жилье для рабочих. Что и было сделано - частично силами завода, частично методом народной стройки.
А в середине 1990-х годов на основании закона «О возврате собственности религиозным организациям» здание на Маскавас, 57, было передано Рижской еврейской религиозной общине. В двух освободившихся квартирах разместилась религиозная школа - ешива. Оставшиеся 16 квартир так и остались жилыми. Причем у общины нет и не было никаких планов менять этот статус.
...на какие деньги?
Как один из аргументов в пользу того, что дом на Маскавас, 57, был выстроен заново, нам называют сумму, потраченную на его «строительство» пенициллиновым заводом в 1948 году, - 843 934 рубля. Много это или мало? Попробуем разобраться.
Есть исторический факт: в феврале 1950 года ЦСУ СССР по заданию Сталина рассчитало валютный курс рубля. Для сравнения покупательной способности рубля и доллара брали выгодные для СССР товары. По группе «одежда» сравнивались дорогие американские габардиновые пальто и перекрашенные шинели, по группе «обувь» - ботинки и кирзовые сапоги и т. д. Заведомо считая советские товары более качественными, добавили к итогу еще 15% - и получилось 14 рублей за доллар (результат этот «отца народов» тогда не устроил, он перечеркнул расчеты статистиков и написал: «4 рубля»). Так «новый» дом на 18 квартир обошелся в 60,3 тысячи долларов - по три с небольшим тысячи долларов за квартиру.
Другой факт: директор рижской школы в 1949 году получал в месяц 3000 рублей (214 паритетных доллара). Значит, квартира в «новостройке» обошлась в 16 его месячных окладов. Возможно ли это? Нет, ибо речь идет не о новом строительстве, а о ремонте с частичной перестройкой. По данным технической инвентаризации середины 1940-х годов, каменные конструкции «Алтнайе Шул» сохранились на 81% ( sic! ). Были установлены перекрытия и перегородки, пробиты заново окна. Вот, собственно, и все.
Заводу нужны были квартиры, пенициллин был делом новым и нужным (его промышленное производство изобретено только в 1943 году).
Что до еврейской общины, то, согласно официальным данным, в 1944 году в Риге уцелело 170 евреев. После войны представители общины обращались к руководству Рижского горисполкома по вопросу восстановления синагоги и использования ее по прямому назначению. Но был получен твердый отказ: четко сработали советский государственный «атеизм» и долгосрочная политика, направленная на сокращение числа культовых зданий (синагог, церквей, мечетей, молельных домов).
«Потерявшие покой и сон»
Много слов и газетной площади Илона Кангизер посвятила описанию мучений жильцов, страдающих от «еврейского ига». Эта часть статьи, как сказал бы Булгаков, является примером так называемого вранья. «И интереснее всего в этом вранье то, что оно вранье от первого до последнего слова».
Если верить автору «10 дней...», то «потрясенный» дом до прихода нового владельца был населен ангелами. А новый владелец (еврейская религиозная община) начал этих ангелов зажимать, чтобы в конце концов выбросить на улицу, в «бездомность и неприкаянность». Все это неправда, мягко говоря.
Дом на Маскавас, 57, довольно типичен для Московского форштадта: пьянки и скандалы были здесь вещами обыденными. Пару лет назад дом пережил штурм отрядом «Омега»: в одной из квартир заперлись наркоманы. Перемены к лучшему как раз и начались после денационализации.
Переняв дом у государства, новый владелец произвел ремонт коммуникаций и теплоузла. Квартплата в настоящее время зафиксирована (с января 2002 года) на уровне 24 сантима за кв. м. В результате квартплата сегодня вполне приемлема. Например, за октябрь за двухкомнатную квартиру площадью 66 кв. м (с отоплением) она составила 34 лата. Да, в доме много должников. Но если жилец платит, владелец идет ему навстречу. Так, у гражданки В. накопился долг в 450 латов, но она старается и понемногу, по 5 латов в месяц, гасит задолженность. И уж точно никаких планов выгнать жильцов на улицу община не имеет.
Теперь о конкретных примерах из статьи г-жи Кангизер. Семья из квартиры № 6 вовсе не стала «жертвой денационализации», а с удовольствием переехала в новую квартиру, которую ей приобрела еврейская община.
Что до квартиры № 3, жильцы которой якобы «ушли дождливым днем в неизвестность», то здесь случилась история хотя и грустная, но типичная. Семья М., которая там проживала, распалась в середине 90-х. Тем, кто остался здесь жить, квартира оказалась не по карману. Долг достиг 500 латов, и домоуправление «Ластадия» подало в суд на выселение. Тяжба продолжилась при новом владельце. И наконец в 1999 году, когда долг превысил 1000 латов, суд принял полностью законное решение о выселении. Которое даже не было обжаловано в апелляционной инстанции.
Жилец квартиры № 18 гражданин Б. получил вовсе не «мизерную», а вполне нормальную компенсацию. За комнату в 18 кв. м. в 3-комнатной коммуналке он получил 3000 долларов (два года назад!). На сей счет имеется документ (договор) и расписка в получении. Б. (в начале статьи он назван «бывшим следователем», в конце - «бывшим судьей») сделкой доволен, претензий с его стороны нет.
Теперь о г-не Заусайлове, которого автор называет то Владиславом, то Владимиром и который, несмотря на преклонные лета, стал подлинным «мотором» этого скандала и основным ньюсмейкером для автора статьи. Он в квартире не живет уже давно. А живет он у новой жены и тещи в Плявниеках. Человек он, мягко говоря, беспокойный; его часто можно видеть на разного рода митингах и в пикетах. Уже три месяца не платит за квартиру (по принципиальным, разумеется, соображениям). А в квартире «героя» в доме на Маскавас, 57, в настоящее время проживает Заусайлова-дочь, выселять которую никто не собирался и не собирается - без вступившего в законную силу решения суда.
Почему игнорируется наше мнение?
Упоминанием о «хронической болезни» гр. Заусайлова автор статьи завершает изложение фактов. Дальше начинается риторика в вопросительной форме: «кто вернет Заусайлову здоровье?», «кто заплатит бывшему судье?», «кто найдет ушедших дождливым днем в неизвестность?..» и прочее. Мы не собираемся разбирать здесь уровень журналистики. Хотя нам трудно понять, как эта статья могла появиться в газете. Да еще под рубрикой «Беспредел». Автор в материале просто путается, перевирает факты, имена...
Мы категорически настаиваем на праве религиозной еврейской общины, как второй стороны конфликта, открыто излагать свою точку зрения. И считаем впредь недопустимыми любые публикации на этот счет без изложения нашей позиции. Этого требует профессиональная этика и элементарная журналистская порядочность.
Со своей стороны, тоже хотим задать ряд вопросов - Илоне Кангизер или тем, кто стоит за этой статьей.
Во-первых, почему в ситуации, когда латвийские суды завалены исками о сомнительной денационализации, под сомнение ставится именно возврат исторического культового здания - синагоги - еврейской религиозной общине, которая являлась законным собственником здания?
Во-вторых, кому и зачем нужны оскорбительные для евреев выпады, грубый тон с откровенным «душком» и прямая историческая ложь: «культовое здание просуществовало недолго... там, где некогда молились евреи, остался лишь уродливый остов... щедрость новых хозяев иссякла на квартире № 6...» и т. д.?
И, наконец, почему в такой острой ситуации газета идет на поводу у сомнительных личностей и публикует непроверенные факты? Почему, в конце концов, так откровенно игнорируется мнение общины?
***
В заключение хотим напомнить хорошо и широко известную истину. Двадцатый век принес евреям неисчислимые страдания и беды. Погибли миллионы невинных людей. Огромное количество объектов собственности, принадлежавшей евреям и еврейским организациям, было уничтожено, отобрано или изъято. И то немногое, что уцелело, должно быть возвращено в бесспорном порядке законным владельцам. Таково сегодня мировое общественное мнение, так заявляет Госдепартамент США, такой позиции придерживается абсолютное большинство цивилизованных стран.
P. S. Первый же эффект от статьи «10 лет...» оказался весьма показательным, хоть и банальным: жильцы написали коллективный отказ платить за квартиру. Вот уж действительно квартирный вопрос только испортил их...
Давид КАГАН, председатель Рижской еврейской религиозной общины,
Аркадий СУХАРЕНКО,председатель Совета еврейских общин Латвии,
Биомин КАЕМ,заместитель председателя Рижской еврейской общины .
"ЧАС"
|
|
|
|
|