|
Второй Шиндлер или мошенник и преступник?
В Европе полки книжных магазинов сотрясла биография одного офицера СС, у которой есть тесная связь с Латвией. Это история жизни офицера СС Шервица. Во время немецкой оккупации в Риге Шервиц руководил работой в еврейском гетто «Лента» в Пардаугаве. Многие выжившие заключенные именно ему благодарны за свою судьбу и человеческие условия в лагере.
На каменной плите Шервица написано «еврей» - хотя это по-прежнему самая большая загадка. Второй Шиндлер или мошенник и преступник? Ноябрьский снег так запорошил фабрику «Лента», что бывший заключенный Менделис Баш долго искал ворота, через которые во время немецкой оккупации ходил на работу. Приобретенная в ранней молодости профессия механика спасла ему жизнь.
Осенью 1943 года на «Ленте» работали около тысячи евреев. Разговоры о коменданте концентрационного лагеря в форме СС, который поет еврейские песни и позволяет идти в душ, распространились по всей округе. Деньги и ценные вещи нравились Шервицу. Также как и женщины. Рассказывают, что он был столь смелый, что открыто занимался любовью с одной заключенной еврейкой. Историки сосчитали три места и четыре даты его рождения. Две фамилии с разными именами, и у каждого своя биография. Один из них про доверчивого немецкого офицера, который никак не мог доказать свое арийское происхождение, когда впервые женился.
Также никому не удалось раскрыть его настоящую идентичность. В соответствии с выдвинутой историком Анитой Куглер версией, Шервиц был литовским евреем из Каунаса. Приобретенные еще в детстве навыки мошенничества использовал не только себе на благо, но и для спасения сотен евреев. Историк получила документальные доказательства, что он минимум четырем евреям достал арийские идентификационные документы. Очевидцы рассказывали, что он вырвал из очереди на расстрел двух евреек. Историк заметила, что Шервица можно сравнить с Шиндлером.
Менделис Баш помнит, что все заключенные евреи пытались попасть на работу в «Ленту». Те, кто не был истерзан, засыпая на нагуменном полу в Дундаге или Межапарке, мечтали о постелях с покрывалами, которые были у заключенных «Ленты». Его воспоминания также помогли при написании биографии Шервица.
После Второй мировой войны Шервиц вернулся в Германию и рассказывал американским союзникам, что является арестантом концентрационного лагеря Элеке Шервицом – это вторая история. Однако один из заключенных узнал его, и в 1948 году Шервица судили за военные преступления. Правда, как еврея за расстрел трех сбежавших из лагеря евреев. В тюрьме он провел шесть лет, так долго потому, что застрелил людей своей национальности. Немецкий историк не получила доказательств, что он принимал участия в акции расстрела, как утверждалось в суде. У заключенного Менделиса также другие воспоминания о трех сбежавших евреях.
30 ноября и 8 декабря 1941 года в массовом расстреле на Румбуле были убиты 25 000 евреев. Также и родственники Менделиса Баша. Каждый год в последнее воскресенье ноября члены Латвийского еврейского общества собираются вместе в Румбульском лесу. В том числе, и сегодня.
tvnet.lv
|
|
|
|
|